Оперы
   

АФИША

Спектакль
Иоланта
Опера
Петр Чайковский
Постановка: Большой театр
Режиссер: Георгий Ансимов
(495) 250 73 17 (касса), Театральная пл., 1


Прошедшие выступления

Первая советская рок-опера отмечает юбилей - тысячную постановку

Сейчас этот спектакль называют «легендарным». В среду, 10 сентября, прошло тысячное представление «Юноны» и «Авось». Чествовали коллектив театра «Ленком» по полной программе. А ведь перед премьерой (она прошла 9 июля 1981 года. - Прим. авт.) поэт Андрей Вознесенский, композитор Алексей Рыбников и режиссер Марк Захаров даже не были уверены, что постановку вообще увидят зрители. Ведь на сцене появились псалмы, императорский Военно-морской Андреевский флаг и… образ Богоматери. Именно она, по мнению создателей, и помогла авторам преодолеть все препоны советской власти.

«Особенно удался образ Богоматери»

В начале 80-х еще свирепствовала цензура. Многие спектакли не принимал худсовет. Постановки ждали своего часа по нескольку лет. Поэтому Марк Захаров готовился к тому, что и с «Юноной» и «Авось» получится волокита. Или даже того хуже. Первыми новый спектакль увидела комиссия, в которую входили работники Главного управления культуры исполкома Моссовета и Министерства культуры. Артисты отыграли спектакль. Марк Захаров наметил какие-то границы, куда он был готов отступить: что-то убрать, отдать на растерзание цензуре. Все-таки на сцене исполняли религиозные песнопения на основе Евангелия, а в финале - о, боже! - «Аллилуйю». Правда, делалось это очень корректно, но все же. Ведь Библия была запрещена и приравнивалась к антисоветским книгам. Флаг Российской империи, от которой к тому времени остались одни воспоминания, тоже не добавлял уверенности авторам рок-оперы. Ну а уж образ Богоматери мог свалить чиновников от культуры наповал. В общем, все замерли в ожидании. И вдруг…

- Я до сих пор не могу поверить, - с улыбкой рассказал «КП» Марк Захаров. - Нам сказали: «Очень хороший, патриотический спектакль играете. Играйте!» А одна дама даже уточнила: «Особенно удался образ Богоматери…» Потом я разговаривал с одним духовным лицом, и этот человек мне объяснил: «Здесь не обошлось без помощи неких высших сил». Андрей Вознесенский, как человек, больше разбирающийся в этих сферах, предложил: «Немедленно едем в церковь и ставим свечку Казанской Богоматери, которая фигурирует в спектакле. Поблагодарим ее за помощь». Что мы и сделали. Вот такая загадочная история.

«Наградили «орденом» и гастролями в Париже»

И все-таки объясняться с властями пришлось. Вскоре после премьеры один западный журнал на первой странице поместил заметку, текст которой Марк Захаров выучил наизусть. Там были такие слова: «В связи с тем что религия в Советском Союзе полностью разгромлена, единственное религиозное питание для молодежи осуществляет дважды орденоносный Театр имени Ленинского комсомола. Находится он неподалеку от Кремля, куда доносятся звуки горячего рока…». После этой заметки начались проблемы. Марка Захарова вызвали на бюро горкома. А это по тем временам было страшно. По творческой интеллигенции принимали много жестких решений. Вел заседание первый секретарь московского горкома Виктор Гришин. Рассматривался вопрос «О репертуарной политике молодежного театра». Марк Захаров вспоминает один трогательный момент. Накануне поздно вечером к нему приезжал один из помощников Гришина, почитатель спектакля. И учил, как правильно вести себя на бюро горкома партии. Сначала в разговоре нужно сделать полшага назад, но потом стоять намертво. И никаких фраз типа: «Оправдаю доверие партии родной, буду делу партии служить…». Это, мол, вызывает большое раздражение. Захаров приготовил другие слова.

- Хорошее, новое всегда похоже на что-то, - сказал он. - Сверхзвуковой лайнер «Конкорд» - на туполевский самолет. Архитектурный дизайн напоминает новации на Западе. А наш спектакль - западные мюзиклы. Но это не низкопоклонство, не заигрывание с Западом. Это своеобразное русское действо. Драматический музыкальный спектакль…

И так далее и тому подобное.

- Я там с какой-то демагогией выступил, - улыбается Марк Анатольевич. - И решение вопреки ожидаемому вновь было принято удивительное. Я вышел оттуда с формулировкой «Строго указать». А это все равно что орден получить. Мне потом так и сказали в отделе культуры: «Да тебя же наградили!»

А потом Пьеру Кардену удалось вывезти спектакль в Париж. Это случилось как раз тогда, когда русские сбили злосчастный корейский самолет и было обострение международных отношений. Поначалу к русским артистам отнеслись не очень хорошо. Но Карден отстоял гастроли. Объяснил, что искусство, особенно такое выше политики. И гастроли вместо запланированного месяца продолжались два.

«Актрисы обнажались с удовольствием»

Особый шарм придают «Юноне» и танцы. Вернее, пластические этюды, которые ставил знаменитый Владимир Васильев. Любовное адажио Кончиты и Резанова вызвало тогда недовольство властей. На Захарова давили, чтобы убрать «легкую эротику».

Кончита выходила в полупрозрачной одежде, сквозь которую можно было рассмотреть отличную фигуру. А в одном эпизоде актриса появлялась перед зрителями с обнаженной спиной. По тем временам это было смело.

Вокруг спектакля образовалась настоящая культомания. Например, многие ныне действующие депутаты Госдумы признавались, что в молодости дежурили по ночам, чтобы достать билетик. Писали химическим карандашом номерки на ладонях. А один губернатор даже ночевал у булочной неподалеку от театра: он был ответственным за список.