Оперы
   

АФИША

Спектакль
Иоланта
Опера
Петр Чайковский
Постановка: Большой театр
Режиссер: Георгий Ансимов
(495) 250 73 17 (касса), Театральная пл., 1


Прошедшие выступления

Плащ

Одноактная опера; либретто Дж. Адами по драме Д. Гольда "Плащ".

Первая часть "Триптиха" (Il trittico): "Плащ", "Сестра Анжелика", "Джанни Скикки".

Первая постановка: Нью-Йорк, Метрополитен Опера, 14 декабря 1918 года.

Действующие лица: Микеле (баритон), Жоржетта (сопрано), Луиджи (тенор), "Тинка" (прозвище; соответствует русскому "треска") (тенор), "Тальпа" (соответствует русскому "крот") (бас), "Фругола" (соответствует русскому "мусорщица") (меццо-сопрано), грузчики, уличный певец, парижские мидинетки, шарманщик, двое влюбленных.

Действие происходит на реке Сене под Парижем.

К набережной Сены пришвартована баржа. Грузчики носят мешки. Хозяин баржи Микеле угрюмо молчит. Наверху своя жизнь. Шарманщик крутит ручку, продавец песен, окружённый мидинетками, что-то говорит им. Жена Микеле Жоржетта танцует под шарманку с молодым грузчиком Луиджи. "Фругола", жена грузчика по прозвищу "Тальпа", вечно бродящая по помойкам, жалуется на свою жизнь. У Микеле нет доверия к Жоржетте, он подозревает её в неверности. Жоржетта действительно разлюбила его, она увлечена Луиджи. Влюблённые боятся, что их тайну раскроет Микеле. Между ними назревает ссора. Луиджи не хочет делить свою любовницу со старым мужем. Затем они договариваются встретиться ночью, когда Микеле заснёт. Оставшись с женой наедине, Микеле пытается заговорить с ней, напомнить о счастливых днях прошлого, когда, обнявшись, сидели они вместе на палубе под широким плащом, что и сейчас на нём. Но женщина холодна; она уходит в каюту. Одиноко стоит Микеле у перил и смотрит на воду. Затем закуривает трубку. Поджидающий на берегу Луиджи, думая, что это знак возлюбленной, поднимается на баржу, не заметив хозяина. Тот начинает душить его. Луиджи пытается сопротивляться, но безуспешно. Услышав голос жены, Микеле накрывает труп плащом. Появляется Жоржетта. Ей стало жалко мужа, она пришла, чтобы поговорить с ним. Микеле подзывает её к себе и откидывает плащ. С криком ужаса женщина падает на тело возлюбленного.

Эта опера Пуччини знаменует собой новый этап в творчестве композитора, в ней много жанровых сцен, значительно усложнен музыкальный язык (Пуччини не остался в стороне от новых веяний в музыке), превосходно решены сложные драматургические задачи, передающие контраст парижской жизни и убогого существования портовых грузчиков. В роли Микеле замечательно выступал Т. Гобби. Партию Луиджи превосходно исполнял Д. Смирнов (его трактовку этого образа ценил Пуччини). Опера входит в репертуар современных музыкальных театров. Отметим постановку 1973 года в Мюнхене (солисты Фишер-Дискау, Варади).