Оперы
   

АФИША

Спектакль
Иоланта
Опера
Петр Чайковский
Постановка: Большой театр
Режиссер: Георгий Ансимов
(495) 250 73 17 (касса), Театральная пл., 1


Прошедшие выступления

Тангейзер. Ричард Вагнер

«Тангейзер» (полное название «Tannhauser und der Sangerkrieg auf der Wartburg» - «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге) – это опера в трех действиях, с музыкой и текстом Ричарда Вагнера, основанными на двух германских легендах о Тангейзере и песенном соревновании в Вартбурге. История сосредотачивается на борьбе между священной и светской любовью, и искуплением посредством любви (тема, проходящая почти через все зрелые работы Вагнера).

Композиция
Оригинальная версия

Генрих Гейне обеспечил Вагнера вдохновением для «Летучего Голландца», и Вагнер привлек тот же самый источник для сюжета «Тангейзер». Сардоническая поэма Гейне «Elementargeister», история о притягательной силе грота Венеры было издана в 1837 году в «Der Salon». Вагнер также брал материал из истории Гоффмана «Соревнование Певцов» и истории 1799 года Людвига Тика «Преданный Экхарт и Тангейзер». Вагнер написал прозу к «Тангейзер» между июнем и июлем 1842 года и либретто в апреле 1843 года.

Либретто «Тангейзер» комбинирует мифологические элементы немецкой оперы и средневековую историю французской Великой Оперы. Вагнер примиряет эти два стиля, строя сюжет, вовлекающий миннезингеров 14-го столетия и миф Венеры и ее царства Венусбург. И историческое, и мифологическое объединено в индивидуальности Тангейзер. Хотя он - исторический поэт и композитор, немного известно о нем кроме мифов, которые его окружают. Кроме того, половина оперы происходит в историческом поселении, а половина имеет место в мифологическом - Венусбург.

Вагнер начал писать музыку в течение отдыха в Теплитце летом 1843 года и закончил всю партитуру 13 апреля 1845 года. Известная увертюра оперы, часто играемая отдельно как часть концерта, была написана последней. Инструментовка также показывает признаки заимствования из французского оперного стиля. Партитура включает части для театральной постановки; однако, вместо того, чтобы использовать французские медные инструменты, Вагнер использует двенадцать немецких валторн. Вагнер также использует арфу, другую особенность французской оперы.

Дрезденская Премьера

Премьера состоялась в Королевском Театре в Дрездене 19 октября 1845 года. Композитор Фердинанд Хиллер, тогда друг композитора, помогал в музыкальных приготовлениях к постановке. Партию Элизабет исполнила племянница Вагнера Джоанна Вагнер, партию Венеры - Вильгельмина Шредер-Девринт, и главную роль исполнял Джозеф Тихачек. Постановка проводилась композитором. «Тангейзер» не стал таким же успехом, каким являлся «Rienzi», и Вагнер почти немедленно приступил к изменению окончания, переделывая партитуру в 1846 и 1847 годах.

Эта версия оперы, которую опубликовали в 1860 году (включая некоторые изменения в заключительной сцене) являются общеизвестной как «Дрезденская версия».

Парижская версия

Вагнер существенно изменил оперу для специальной постановки 1861 года в Парижской Опере, которую заказал французский император Наполеон III при подстрекательстве Полин де Меттернич, жены австрийского посла в Париже. Эта переделка формирует основу того, что теперь известно как "Парижская версия" «Тангейзер».

Вагнер первоначально надеялся, что Парижская премьера будет проходить в "Theatre Lyrique", однако так как работа должна была быть представлена в Парижской Опере, композитор был обязан вставить балет в партитуру, согласно традициям этого оперного дома. Вагнер согласился на это условие, так как он полагал, что успех в Опере представит ему самую существенную возможность вновь утвердить себя после его изгнания из Германии. Однако, вместо того, чтобы поместить балет в его традиционном месте во втором акте, он захотел поместить его в первый акт, где это могло по крайней мере иметь некоторый драматический смысл, представляя чувственный мир царства Венеры. Таким образом балет в «Тангейзер» принимает форму «bacchanale».

Изменения в партитуре в «Парижской версии», кроме включения балета:

* Текст, переведенный на французский язык.

* Соло для валторны было удалено из второго акта.

* Дополнительные речи для Венеры после "Гимна Любви".

* Оркестровое введение в третий акт было сокращено.

* Конец оперы был изменен, включая Венеру на сцене, где ранее аудитория только слышала мотив Венеры. Вагнер думал, что до изменения, зрители были смущены тем, что происходило на сцене.

Премьера Тангейзера в Париже проходила 13 марта 1861 года. Композитор был вовлечен в ее подготовку, было 164 репетиции.